
Самое главное то, что не поддается подсчету
Когда спорят о том, где строить храм и строить ли его вообще, часто прибегают к статистике. Противники строительства уверяют, что у нас в стране только три процента воцерковленных людей, а потому церквей для них много не надо. Но сторонники говорят, что православными считают себя 80 процентов, так что надо еще строить и строить.
Разброс таков, что выводить какие-то средние данные бессмысленно.Конечно, стоит сначала уточнить термины. Кого считать верующим? Того, кто сам себя таковым называет? Это субъективно. А что объективно? Каковы критерии веры? Знание священных текстов, частота посещения храмов и участия в таинствах? Но были же и неграмотные святые. А величайшая из них Мария Египетская за свою долгую жизнь практически не бывала в церкви, а причастилась лишь перед кончиной. Куда же ее записать?
Так ведь не только верующих трудно посчитать. А влюбленных, например, разве проще? Тут с критериями и вовсе проблема. Что учитывать – количество подаренных букетов, частоту и крепость объятий, поцелуев? Очень легко ошибиться. Настоящего влюбленного можно просто не заметить, зато какого-нибудь бездушного соблазнителя принять за Ромео.
Еще сложнее уместить в статистику счастье. Понятное дело, что количество счастья не измеришь ни деньгами, ни метрами жилплощади, ни наградами, ни успехами в карьере. Но вот что интересно: если объективный критерий найти нелегко, то субъективный – безошибочен. Сам-то человек всегда знает, счастлив он или нет. Об этом, кстати, в недавней книге Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи» есть такой пассаж:
«- Давайте вместе определим – что такое счастье?
— Ну не знаю, как его определить, — ответил Федор Семенович. – Я не философ. Но обещаю тебе, что узнаю сразу. Не ошибусь и не спутаю».
Так оно и есть. Сам человек, как правило, понимает про себя гораздо лучше любой социологии и философии. Конечно, когда речь идет о главном, а не о какой-нибудь ерунде, легко поддающейся статистикам.
Ведь на самом деле самым реальным и настоящим в жизни является как раз то, что невозможно подсчитать, да и, пожалуй, сформулировать. Это – любовь, счастье, вера. А все остальное – второстепенное и преходящее. Суета и тлен.
Свежие комментарии