На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Тихонов
    А семейка оленевода участвует в помощи  бойцам?Собянин: Более 5 ...
  • Александр Гуреев
    Этот чудила работает прорабом в Москве??? Он кроме стройки по моему ничем не занимается. Второй Оленевод. 😝😝😝Сергей Собянин: Б...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Вареную рыбу в Мимозу? Сами такое кушайте😂Диетолог Депздрав...

Основателю завода в Лефортове в этом году исполнилось бы 170 лет

Реклама магазинаавтомобмльного платья 1910 год / Фото: rsi.ru / Общественное достояние

Промышленник Юлий Гужон был страстным автомобилистом

Основатель Московского металлургического завода на Золоторожском Валу (впоследствии «Серп и Молот») Юлий Гужон был одной из самых неординарных фигур в среде московских предпринимателей.

Никогда не шёл на уступки рабочим

Юлий Гужон управлял металлургическим заводом железной рукой.

Он был известен в Москве тем, что категорически отказывался идти на малейшие уступки рабочим, чего бы они ни касались — сокращения 10-часового дня или жалоб на произвол служащих. Так, по словам историка Сергея Медведева, в архивах сохранилось коллективное обращение его рабочих в полицию: «10‑го числа сего года хожалый спальни фабрики Шредер с помощью сторожей отправил в участок рабочих Ивана Васильева и его брата Павла Васильева, а также и жён их, причём они говорят далее, что сторожа и дворники сильно били их…» А те всего лишь хотели поговорить со служащими.

В 1907 году Гужон даже выпустил брошюру «Нормировка рабочего дня», в которой полемизировал с Карлом Марксом и пугал упадком российской промышленности при потакании рабочим. «Сокращённого рабочего дня нет ни в Европе, ни в Америке, ни даже в Австралии», — утверждал он.

Многие промышленники любили его за такую несгибаемость: Гужон был бессменным председателем Московского общества заводчиков и фабрикантов с 1907 по 1917 год. После национализации завод получил название «Серп и Молот», став одним из крупнейших металлургических предприятий Центральной России. Закрылось предприятие в 2011 году.

Строил народные библиотеки-читальни

Юлий Петрович Гужон / Фото: wikimedia.ru / Общественное достояние

Юлий Петрович Гужон / Фото: wikimedia.

ru / Общественное достояние

В то же время Гужон спонсировал Московское общество распространения полезных книг. Историк Дмитрий Бакун писал, что общество «устраивало библиотеки при больницах, тюрьмах и приютах». Духовные и нравоучительные книги попадали и в госпиталь в Лефортове. А в 1910‑х годах благодаря Гужону у Рогожской заставы появилась народная библиотека-читальня. Кстати, первоначальное значение слова «читальня» связано с громким чтением вслух. «В то время наряду с биб­лиотеками для грамотных устраивались так называемые публичные чтения для неграмотных», — пояснял историк.

Общество открыло и детские библиотеки для маленьких работников. Однако в первые годы дело не пошло. Сохранились отчёты о том, что духовная литература детей не интересует. А исторические книжки они, посмотрев, сразу отдавали библиотекарю со словами: «Мы это в школе проходили».

 

«Ла-Буир» в 15 лошадиных сил

Гужон был страстным автомобилистом. Из своего дома на Малой Лубянке до завода за Рогожской заставой он добирался на личном авто. В Мосгорархиве хранятся его водительские права — «Свидетельство от московского градоначальника» 1908 года, дозволяющее французскому подданному Юлию Петровичу Гужону управлять автомобилем системы «Ла-Буир» в 15 лошадиных сил, который мог разгоняться до 20 километров в час.

По улицам Москвы разъезжали пронумерованные омнибусы, мотоциклетки, грузовозы, лимузины и другие авто. «Московской городской управой в минувшем году выдано 417 нумерных автомобильных знаков», — писал в 1910 году журнал «Автомобилист».

Судя по фото на водительских правах, выглядел Гужон в свои 56 лет элегантно. Добавляла ему лоска специальная униформа для автомобилистов начала ХХ века: глянцевый кожаный плащ, большая кепка с наушниками и перчатки с раструбами. Московский журнал «Автомобилист» регулярно размещал рекламу салона с одеждой для водителей на Петровке.

Ссылка на первоисточник
наверх