
Знаменитый продюсер рассказал о том, куда исчезли популярные исполнители
Игорь Матвиенко — не только успешный композитор, но и один из самых первых продюсеров в нашем шоу-бизнесе. Он создал и сделал любимцами публики группы «Любэ», «Иванушки International», «Фабрика», «Корни»… И вот Игорю Матвиенко 60 лет.
Хороший повод поговорить за жизнь…Продюсер — профессия отмирающая
— Игорь Игоревич, Вы как-то сказали, что профессия продюсера переместилась в Интернет и сейчас не так уже востребована и нужна…
— Когда появилось слово «продюсер», никто вообще не знал, что это такое. Наш продюсерский центр — один из самых первых в стране. У нас даже сохранились уставные документы, где «продюсер» написано с двумя «с», потому что никто даже не понимал, как это пишется. Да и значение этого слова не особо понимали. Многим кажется, что продюсер должен постоянно двигать артиста: раскручивать, пиарить… А сейчас эта профессия — отмирающая, как когда-то фарцовщик. Другое дело — музыкальный продюсер: это тот человек, который должен проводить все свое время в студии, писать музыку, работать с артистом над звуком, и так далее. Музыкальный продюсер как советчик. Есть уникальные певцы — такие, как Алла Борисовна Пугачева: она в себе совмещает и исполнителя, и продюсера. Сейчас, кстати, очень интересная тенденция, если говорить про Интернет: блогеры становятся певцами. Сначала они наращивают у себя несколько миллионов подписчиков, а потом записывают песни. Примеров множество — начиная от Little Big до Ольги Бузовой.
Они сначала берут аудиторию, а технологически записать песню несложно. Ты размещаешь ее у себя — и тебя посмотрело больше, чем любой телеканал. Вы понимаете, какой это инструмент?! Но при этом очень жалко настоящих певцов и творцов: они не могут быть услышаны, потому что у них нет нескольких миллионов подписчиков. И им надо помогать, не побоюсь этого слова, на государственном уровне!— У Вас, наверное, в жизни были кумиры или наставники, которым Вы благодарны за свой успех?
— Огромное спасибо моему первому педагогу, профессору консерватории Александру Капульскому. Он и привел меня в музыку, потому что без него я точно не занимался бы этим и сейчас находился бы в другом месте. На самом деле в каждый период жизни возникает такой человек, которому хочется сказать слова благодарности. Например, есть прекрасный религиовед Андрей Зубов, я практически каждый день слушаю его лекции по религиоведению и считаю, что все их должны послушать.
Хочется верить: что-то останется…
— Новые группы под свое крыло не планируете взять?
— Нет. Если честно, то мне это немного надоело. В современном мире поменялась культура потребления музыки: она стала фоном, таким белым шумом. Искусственный интеллект тебе подбирает музыку: вот эта — для того чтобы позаниматься спортом, вот эта — для того чтобы заниматься любовью… Даже думать не надо. Исполнителей уже никто даже не знает в лицо… Может быть, так оно и нужно? В поп-музыке уже было все — разные стили и направления. Сейчас такая волна ретро: очень популярны девяностые. Но бесконечно это не может продолжаться. Все зашло в какой-то тупик. Что будет дальше, не знаю. Но единственное, что я знаю: нашему поколению очень повезло, что был период, 1970-80-е годы, когда мы собирали пластинки, с любовью их слушали. Популярная музыка была центром нашего мира.
— Мне кажется, что и сейчас есть молодые популярные исполнители.
— Я своих детей — они, правда, уже выросли, самому младшему почти 20 лет — спрашиваю: «Что вы будете слушать через 20-30 лет, о чем ностальгировать?» И они мне не могут ответить на этот вопрос. Прекрасные жанры рэп и хип-хоп, но все песни как мотыльки и артисты как мотыльки… Например, не так давно была популярна Монеточка — как я считаю, прекрасный артист с прекрасным потенциалом… Где она сейчас? Звучит тысяча новых треков, и появляется огромное количество артистов… Но действительно хочется верить, что все же что-то останется…
— С детьми не хотите поработать?
— Я еще не попал в пенсионный возраст! (Смеется.) Замечательный композитор Игорь Яковлевич Крутой — он немного постарше — уже работает с детьми, Раймонд Паулс тоже. Все с возрастом приходит. У меня сейчас есть студенты, но они уже не дети: они более старшего возраста. С детьми нужно быть честным и откровенным, без всякой фальши. Иначе они тебя не воспримут…
Патриот по духу
— Группа «Любэ» — один из тех музыкальных коллективов, который уже очень долго существует на сцене и до сих пор популярен. А помните, как все начиналось?
— Мы начали заниматься этим, когда наша страна была разрушена. Мы ездили на гастроли, видели пустые прилавки, нас кормили в каких-то заводских столовых. Не было никакой еды вообще. Это было самое начало девяностых. Нас часто обвиняют в том, что эта группа — специальный заказ, чтобы поднять патриотический дух. Но это все не так, никакого заказа не было. Первой патриотической песней «Любэ» была «Батька Махно». Патриотической даже не по словам, а по духу. Потом «Комбат», «Давай за…». Они появились не потому, что нас кто-то просил, просто был такой настрой. Мы с Николаем Расторгуевым по творчеству родом из того периода, когда никто не слушал песни на русском языке. Но патриотизм, видимо, как-то вошел в кровь, еще когда мы были маленькими, — через песни родителей, советские фильмы.
Город музыки
— Новых проектов много?
— Да. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне мы с группой «Любэ» запишем две новые песни — возможно, это будут саундтреки к фильмам о войне. Это часть нашей общей истории и часть творческой истории с Николаем Расторгуевым. Есть и другие, более глобальные планы. Когда-то я был просто композитором, потом стал композитором-продюсером, а сейчас мне хочется построить в Москве «Город музыки».
— Что это такое?
— Уже есть большой студийный комплекс, осталось возвести концертный зал, музыкальную академию и общежитие для студентов. И там будет все для музыки. Для кино в нашей стране многое есть — это и «Мосфильм», и «Ленфильм», и так далее. А для музыки ничего нет. Я чувствую, что наш жанр немного обделен вниманием. Сейчас молодежь с удовольствием слушает песни на русском языке, чего не было 20 лет назад. Поэтому это мой главный проект сейчас.
Фото Вадима Тараканова (ИА «Столица»)
Свежие комментарии