На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Поветьев
    Пальмовое масло!Собянин: Число оп...
  • Андрей Тихонов
    А семейка оленевода участвует в помощи  бойцам?Собянин: Более 5 ...
  • Александр Гуреев
    Этот чудила работает прорабом в Москве??? Он кроме стройки по моему ничем не занимается. Второй Оленевод. 😝😝😝Сергей Собянин: Б...

Родченко увековечил зарядку на лефортовской крыше

О цикле фотографий Родченко «Студгородок в Лефортове» рассказал внук художника / Фото из архива Александра Лаврентьева

В студгородке на Энергетической улице знаменитый художник запечатлел своих студентов

В том году студенческому городку в Лефортове исполняется 90 лет. Его начали строить в 1929 году на месте бывшей Анненгофской рощи. Сейчас общежития на Энергетической улице принадлежат МЭИ, а в начале 30-х годов здесь ели, пили, спали, зубрили билеты, писали дипломы, влюблялись студенты и других московских вузов.

В частности, ВХУТЕМАСа — Высших художественно-технических мастерских, где преподавал графику и конструирование художник, фотограф, основоположник промышленного дизайна Александр Родченко.

О цикле фотографий Родченко «Студгородок в Лефортове» рассказал внук художника, дизайнер-график, доктор искусствоведения Александр Лаврентьев.

Придумывал посуду и пространства

Родченко начал преподавать во ВХУТЕМАСе в 1920 году.

— Родченко учил студентов проектировать вещи, придумывал посуду, интерьеры, мебель, рабочую одежду, — говорит Александр Лаврентьев. — На занятиях они конструировали здания лабораторий, клуба красноармейцев, коммунистической аптеки и лечебницы, гаража, аэродрома, типографии. Родченко, обычно сдержанный и неразговорчивый, со студентами оживлялся, становился общительным.

Как вспоминал один из учеников Родченко, Захар Быков, он работал с ним и в «Окнах РОСТА», атмосфера на занятиях была непринужденной, почти семейной. В числе дипломов, защищенных у Родченко, — автобусная станция, санный поезд для бездорожья, кинопередвижка-читальня.

По заданию «Вечерки»

Летом 1932 года Александр Родченко поднялся на крышу общежития в Лефортове не как профессор ВХУТЕМАСа, а по заданию редакции газеты «Вечерняя Москва».

Его удостоверение, выданное в июле 1932 года, и сейчас хранится в архиве «Вечерки».

— Они приехали в Лефортово вместе с Татьяной Тэсс, тогда еще совсем молодой журналисткой, делать репортаж о недавно построенном студенческом городке, — продолжает Александр Лаврентьев. — Родченко много снимал строящуюся Москву. Студгородок в Лефортове был сооружен по типовому проекту — такие же появились в Дорогомилове и на Соколе.

Бассейн на крыше

На фотографиях хорошо виден бассейн с водой и широкими бортиками.

— Общежития были спроектированы в конструктивистском стиле, в соответствии с общей философией дома-фабрики, где жизненный цикл обитателей рационален и поддержан архитектурными решениями, — говорит пресс-секретарь НИУ «МЭИ» Дмитрий Курочкин.

Родченко запечатлел утро обитателя общежития, каким оно и должно быть: зарядка и водные процедуры.

Позже бассейны на крыше были закрыты и законсервированы, доступ на крышу тоже закрыт.

«Золотая ветвь» Каннского фестиваля

Родченко умел фотографировать так, что люди, которых он снимал, этого не замечали. Правда, и фотокамера была маленькой, в глаза не бросалась.

Среди студентов был Сергей Урусевский. Он учился на графическом отделении, но, попав на занятия к Родченко, увлекся фотографией. Позже Урусевский стал одним из лучших кинооператоров. Фильм «Летят журавли», который Урусевский снимал вместе с режиссером Михаилом Калатозовым, победил на Каннском кинофестивале в 1958 году.

В белых плавках

Будущий плакатист, народный художник РСФСР Анатолий Кокорин запечатлен сразу на нескольких снимках, он в белых плавках. Окончив ВХУТЕМАС, Анатолий занимался оформлением праздников, рисовал плакаты, затем получил известность как иллюстратор книг. Его рисунки к сказкам Ханса Кристиана Андерсена и Шарля Перро стали классикой.

Ссылка на первоисточник
наверх