На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    пальмовое масло - это продукт родом из совдепии... его и сегодня только экс-совки жрут, вспоминая "прекрасную" совдеп...Собянин: Число оп...
  • Ингерман Ланская
    КАК? 18 тысяч квартиры? не хрущёвские-брежневские халупы? а комфортабельные? .....Алё! совки и камуноиды!!! что ж бол...Собянин: 18 тыс. ...
  • Олег Поветьев
    Пальмовое масло!Собянин: Число оп...

«Нижегородская» и «Новохохловская»: Предыстория станций МЦК в ЮВАО

Открытие Московского центрального кольца стало новой страницей в истории МЖД / Фото: M24.ru

Как Московская окружная железная дорога стала Московским центральным кольцомПассажирское движение по МЦК было открыто 10 сентября 2016 года. Но что было раньше на месте современных станций Московского центрального кольца, расположенных в ЮВАО? Если считать строго территориально, таковых в округе насчитывается четыре: «Нижегородская», «Новохохловская», «Угрешская» и «Дубровка».

Но есть и еще одна — «Андроновка», которая расположена в соседнем Восточном округе, но связана пересадкой с платформой Фрезер на Юго-Востоке столицы.

Предысторию этих станций рассказала старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш. Повествование получилось довольно подробным, поэтому о «Нижегородской» и «Новохохловской» мы расскажем сегодня, а об остальных станциях вы сможете прочитать в нашем следующем материале об истории МЦК в ЮВАО.

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВЫШЕ ПРЕВОСХОДНОГО»

Над созданием Московской окружной железной дороги трудились 12 архитекторов / Фото: russiahistory.ru

Над созданием Московской окружной железной дороги трудились 12 архитекторов / Фото: russiahistory.ru

Современные станции МЦК «Андроновка», «Нижегородская», «Новохохловская», «Угрешская» и «Дубровка» располагаются на месте более древней Московской окружной железной дороги. Она была построена по проекту архитектора и инженера Петра Рашевского в 1902-1906 годах. Над ее строительством трудились 12 архитекторов во главе с Александром Померанцевым, известным по проекту ГУМа, и его помощниками Николаем Марковниковым и Иваном Рыбиным.

— Изначально проект МОЖД предусматривал четыре пути – два под пассажирское движение и два – под грузовое. Но началась русско-японская война, и строительство дороги разделили на две очереди.

Первые два пути под грузовое движение построили. А вторая очередь, попав на Первую мировую войну и Октябрьскую революцию, так и не была завершена. Успели сделать пару зданий и несколько соединительных путей, — рассказала историк, старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш.

Дорога активно использовалась под грузовые поезда / Фото: russiahistory.ru

Дорога активно использовалась под грузовые поезда / Фото: russiahistory.ru

19 июля по старому стилю (2 августа — по новому стилю) 1908 года официально открылось движение по Малому кольцу Московской железной дороги, также известной как Московская окружная железная дорога, или МОЖД. Дорога активно использовалась под грузовые поезда – по ней передавались составы, принимались и отправлялись грузы. Третий путь все-таки соорудили, но только в ЮВАО и уже с 1920-х по послевоенные годы. Он позволил увеличить масштабы грузового движения.

— В конце 1908 года в одном отчете писали, что «экономический эффект от дороги выше превосходного», — говорит Мария Калиш. – Графика движения поездов не было до 1970-х годов. Его невозможно было составить из-за огромной напряженности дороги. Все работало по факту.


РАЗВОЗИЛИ ПАССАЖИРОВ

Прежде по кольцу вокруг Москвы ездили немногие - сейчас МЦК стал одним из популярных видов транспорта столицы / Фото: Роман Балаев, архив газеты «Юго-Восточный округ»

Прежде по кольцу вокруг Москвы ездили немногие — сейчас МЦК стал одним из популярных видов транспорта столицы / Фото: Роман Балаев, архив газеты «Юго-Восточный округ»

До 1934 года по МОЖД курсировали пассажирские поезда. Они ходили по две-четыре пары в сутки. Тарификация шла по станциям. Стоимость круга, например, во втором классе, доходила до рубля. В те времена это были огромные деньги, поэтому дорога в народе не пользовалась популярностью.

— Петру Рашевскому не удалось уговорить правление Николаевской железной дороги, которое строило МОЖД, сделать оплату унифицированной. Установленный пассажирский тариф он назвал «заградительным», — сообщила Мария Калиш.

Фрагмент плана Московской окружной железной дороги / Фото: russiahistory.ru

Фрагмент плана Московской окружной железной дороги / Фото: russiahistory.ru

До 1960-х годов пассажиров по МОЖД развозили паровозы – двухпарки. Их средняя скорость составляла 30-40 километров в час. Полный круг в 54 километра они проходили за 2-2,5 часа, учитывая все остановки. Сейчас же МЦК можно проехать за 84 минуты. С 1932 по 1934 годы по МОЖД развозили в основном рабочих и редких туристов. Больше дорога до 2016 года пассажирское движение не знала. В годы войны МОЖД эвакуировала московские предприятия и снабжала войска боеприпасами. В конце 1970-х годов изменились масштабы движения на МОЖД. Транзит грузовых составов ушел на Большое Московское кольцо. Дорога обслуживала в основном городские предприятия. С 1990-х годов наступило затишье.


«НИЖЕГОРОДСКАЯ»

Современная станция МЦК «Нижегородская»/ Фото: stroi.mos.ru

Современная станция МЦК «Нижегородская»/ Фото: stroi.mos.ru

Вместо станции МЦК «Нижегородская» четыре века назад располагалось село Карачарово. Оно принадлежало боярскому роду Бакакиных-Карачаровых, пришедших из Ногайской Орды на службу московским князьям. Село насчитывало более полусотни домов и было вытянуто вдоль нынешней Нижегородской улицы. В конце XVIII века была сооружена церковь Троицы Живоначальной, а в 1920-х годах – колокольня.

В 1862 году построили Московско-Нижегородскую железную дорогу. Сейчас она называется Горьковской ЖД. От одной соединительной ветви, которая вела от МОЖД на Горьковскую железную дорогу, сохранился мост. Он находится возле станции МЦК «Нижегородская».

— Это инженерное сооружение начала XX века – единственно сохранившийся подлинный малый мост МОЖД. Он представляет собой незатейливую балку над дорогой, — говорит Мария Калиш.

По соседству со станцией МЦК «Нижегородская» находится платформа Карачарово Горьковского направления Московской железной дороги. Этот остановочный пункт был открыт в 1932 году, а недавно перенесен на 550 метров ближе к станции «Нижегородская» (сейчас уже открыто две платформы, идут работы по созданию третьей). В 1938 году платформа Карачарово вошла в состав подмосковного города Перова, а в 1960 году – Москвы.


«НОВОХОХЛОВСКАЯ»

Для пассажиров современного МЦК Московская окружная - далекая история / Фото: Роман Балаев, архив газеты «Юго-Восточный округ»

Для пассажиров современного МЦК Московская окружная — далекая история / Фото: Роман Балаев, архив газеты «Юго-Восточный округ»

Первые упоминания деревень Хохловка и Новая Хохловка относятся к концу XVI – началу XVII веков. Они принадлежали боярскому роду Хохловых. В 1771 году по Москве пронеслась чума. Больше всего она поразила бедные районы – восток и юго-восток. Тогда Екатерина II запретила хоронить людей в черте города. Стали появляться чумные погосты. Неподалеку от Хохловки и Новой Хохловки организовали Рогожское кладбище.

— На нем старообрядцы – «беглопоповцы» добились разрешения поставить часовню. Потом вместо нее по проекту Родиона Казакова соорудили собор Рождества Христова. В конце 1840-х – начале 1850-х годов сербский архиепископ Савва объявил себя старообрядцем. Это был «проект» австро-венгров, которые хотели влиять на внутреннюю политику России. Рогожское кладбище стало центром Белокриницкого согласия – современной Древлеправославной церкви, — сообщила экскурсовод.

Станция МЦК «Новохохловская» / Фото: wikipedia.org

Станция МЦК «Новохохловская» / Фото: wikipedia.org

В 1866 году построили и открыли Московско-Курскую железную дорогу. Ее линия прошла рядом с будущей станцией МЦК «Новохохловская».

Ссылка на первоисточник
наверх