На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Тихонов
    А семейка оленевода участвует в помощи  бойцам?Собянин: Более 5 ...
  • Александр Гуреев
    Этот чудила работает прорабом в Москве??? Он кроме стройки по моему ничем не занимается. Второй Оленевод. 😝😝😝Сергей Собянин: Б...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Вареную рыбу в Мимозу? Сами такое кушайте😂Диетолог Депздрав...

Как в советской школе проводили профориентацию

Мастер межшкольного комбината знакомит ребят с программным управлением робота. 1986 год/Сизов Олег/Фотохроника ТАСС

Полкласса мечтали стать сантехниками: сказалось влияние фильма «Афоня»

Игорь Воеводин/Из личного архива

Игорь Воеводин/Из личного архива

В веселой средней школе, что на Рязанском проспекте, половина 10-го класса, где я учился, мечтали стать сантехниками: сказалось влияние фильма «Афоня». Вторая половина мужского населения класса определиться с будущей специальностью не могла.

И потому директор распорядился приглашать в школу с агитацией представителей разных профессий. Первым пришел недавний выпускник по кличке Прыщ, а ныне студент железнодорожного техникума по фамилии Пронькин.

— Ну чо, пацаны! — начал он. — Дело наше неплохое: ведешь паровоз да водовку пьешь!

Директор изменился в лице.

— Так что, пацаны, все поступаем! — закончил Пронькин и стрельнул у директора сигаретку.

— Не, пацаны, вы чо?! — сменил он пластинку, куря в туалете. — Да ни в жисть не идите! Весь чумазый, только и лазишь под машину! Весь мазут от Чухлинки до Кратова собрал за год!

И помолчав, добавил:

— Но я вам этого не говорил!

Следующим эшелоном пропаганды пришли трое курсантов военного училища из Кузьминок. Военрук и директор с утра причесались влажным способом и приготовили речи. Во время чтения речей курсанты стрельнули у военрука пятерку, добавили свой трояк и затарились портвейном типа «Анапа» в ближайшем магазине.

— Короче, пацаны! — начал старший из них, когда-то учившийся в нашей школе, но выгнанный после восьмого класса за неуспеваемость. — Так и знайте: лучше места нет, чем училище имени Верховного Совета! Идешь в самоход, — тут он запнулся, — в смысле в увольнение, — все девчонки твои!

Учительницы, срочно побросавшие свои классы и столпившиеся в актовом зале, где проходила встреча, зарделись.

— А летехами, то есть лейтенантами станем, так ваще! — подал голос один из младших.

— Вы чо, пацаны?! — втемяшивали они нам потом, куря в туалете. — Даже не думайте! Жизни никакой: сплошная казарма!

— А лейтенантами станем, так ваще! — подал голос младший. — Залобанят куда-нибудь под Читу, где медведи на танцы приходят, и кукуй 25 лет до дембеля!

После этого памятного вечера с «мастер-классами» в школу долго никого не приглашали. Но ближе к весне, когда и первая половина мальчиков-десятиклассников раздумали идти в сантехники, директор спохватился: с него же требовали показатели поступаемости. И агитировать нас пришел некто Длинный из МИСИ. Он окончил школу давно и уже три года мучил своим присутствием факультет водоснабжения и канализации.

— Слыхал я, пацаны, — начал он, — что многие в сантехники собирались. Правильный выбор! Только лучше в институт, на наш факультет! Сами судите: с разводным ключом не бегаешь, прокладки не меняешь, сидишь в ЖЭКе чистенький, мастера по вызовам сходят — с тобой поделятся!

— Опытом, Сережа, поделятся? — значительно кивнув, спросила совсем потерявшаяся в веках училка младших классов.

— Трояком они поделятся, — мрачно добавил с «камчатки» второгодник Петраков. — А закуси вечно не хватает. Учись — не учись…

Он знал, что говорил. У него в ЖЭКе работала сестра.

Прошли годы. Я сменил много профессий: был и маляром в Воркуте, и чертежником в МИСИ, и сельхозрабочим, и отслужил срочную, угодив в армию рядовым за две недели до получения лейтенантских погон. Я проехал всю Россию на паровозах и электровозах. Но вот до сих пор не умею чинить сломавшийся кран. Недостаточно хорошо было в школе с агитацией, я считаю…

Ссылка на первоисточник
наверх