
Корреспондент «Юго-Восточного курьера» познакомился поближе с осколками древней цивилизации
На Шарикоподшипниковской улице находится храм Мат Марьям. Он объединяет пять тысяч ассирийцев, проживающих в Москве и Подмосковье. Корреспондент «Юго-Восточного курьера» побывала в Ассирийской церкви Востока и узнала, как живет в столице один из древнейших народов.
Скромность и простота
В храме во имя Пресвятой Девы Марии аскетично. Никаких икон и скульптур. Перед алтарем расположены скамьи. На правой стороне сидят мужчины, на левой – женщины. Богослужения идут на ассирийском и частично русском языках.
— Церковь – наш дом, — говорит прихожанин Эдгар Битбунов. – Ее построили на пожертвования по подобию ассирийского храма в Багдаде и открыли в 1998 году. Ассирийцы приняли христианство в I веке н.э.. Одно из отличий нашей вера с православными – в исповеди. У нас она общая. Люди исповедуются на службе про себя.
Чистильщики обуви
Родина ассирийцев – современная территория Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Империя ассирийцев просуществовала в Месопотамии с XXIV по VII века до н.э., пока их не завоевали мидийцы и вавилоняне. В конце XIX века первые ассирийцы стали приезжать в Россию на заработки. После геноцида христиан около 50 тысяч ассирийцев бежали в 1914 – 1918 годах в Россию, Грузию, Армению, Азербайджан и Украину.
— Мои предки переехали вначале в Грузию, потом – на северный Кавказ, — рассказал 43-летний Эдгар. – Первое время ассирийцы не знали русского языка, поэтому брались за самые невостребованные работы – уборку улиц, ремонты и роспись квартир и домов.
Мои дедушки и отец работали чистильщиками обуви. Из гуталина и парафина варили мазь. Причем она получалась первоклассной, не то, что сейчас – высыхает за день на солнце или обувь портит. Между ассирийцами даже проводились конкурсы на звание лучшего чистильщика обуви.
Сейчас среди ассирийцев можно встретить представителей любых профессий – водителей, мастеров маникюра, онкологов, нейрохирургов, юристов, полицейских, рэперов, композиторов.
Арамейский язык изучают в семье и на курсах
Эдгар Битбунов переехал в Москву семь лет назад из Тбилиси. Там он получил высшее юридическое образование и работал адвокатом. Здесь первое время трудился поваром, а сейчас – инкассатором.
— Я быстро к Москве привык. Сразу себя как дома почувствовал. Москва удивила своим масштабом. Едешь, а она не кончается, — рассказывает Эдгар.
Он знает родной арамейский язык.
— Наш язык передается в семье из поколения в поколение. В основном дома мы говорим на русском, но 30 процентов общения занимает арамейский язык, — говорит Эдгар. – Ассимиляция идет семимильными шагами. Даже я иногда забываю слова. В московской общине мало людей знают родной язык, поэтому при церкви существуют бесплатные курсы по изучению ассирийского языка.
Открыли национальный ансамбль
Сальби Азизова родилась в Москве в интеллигентной семье. Ее отец работал переводчиком. Родственники переехали в Россию из Азербайджана в 1916 году. Сальби по образованию экономист, но сейчас занимается домашним хозяйством. Муж ее – предприниматель. Вместе они воспитывают 16-летнего сына и 23-летнюю дочь.
— Со своим мужем познакомилась на танцах. Я с детства любила танцевать. Основным движениям научили родители, а в 1990-х годах я еще ходила в ассирийский ансамбль «Шамирам», — рассказала 42-летняя Сальби. – Год назад меня пригласили преподавать национальные танцы в недавно созданный фольклорный ансамбль «Иштар». Сейчас у нас занимаются 40 детей от четырех до 15 лет, в том числе мой сын и дочь. Наши танцы похожи на русские хороводы. По большей части они зажигательные и веселые. Их танцуют на свадьбах и праздниках.
Ассирийцы отмечают около 12 праздников. Основные из них – Новый год (1 апреля), день Святой Марии (28 августа) и день Святого Георгия (23 ноября).
— В эти дни арендуем большие залы, приглашаем ассирийских музыкантов. Гости танцуют национальные танцы. Готовим национальные блюда и угощаем соседей и бедняков, — говорит Эдгар.
Все национальные праздники отмечаются и в церкви, куда могут прийти все желающие.
Свежие комментарии