Что Валентин Гафт рассказал о фильме Юрия Кары
Валентина Гафта я приглашал в эфир лет десять. Он не пришел ко мне на НТВ, на ТВ-6, на ТВЦ. И
совершенно неожиданно согласился, видимо, устав от моей настойчивости, прийти на прямой эфир маленького телеканала, выходившего в ЮВАО.
«Телевидение отвлекает»
— Не любите телевидение?
— Отвлекает. О чем говорить? Я все сказал на сцене.
— Какого Вы вообще мнения о профессии актера?
Пауза.
— Здоровье нужно. Такая работа.
Кто помнит фото Гафта в юности, с обнаженными бицепсами профессионального бойца, согласится.
— Вы снимались в «Мастере и Маргарите» у Юрия Кары. Какая-то бесовщина происходила с фильмом лет двадцать после завершения съемок. Его почти никто не видел… А на съемках?
— Хоть отбавляй. Например, первый рабочий день. Накануне я долго сидел на лавочке на Патриарших и смотрел на окна дома, где когда-то жил. Наутро звонок из той квартиры, и кто-то говорит: «Что случилось? Ты всю ночь летал над моей головой…»
— И?
— Что «и»? Я испугался. Также накануне у Сергея Гармаша, игравшего Ивана Бездомного, украли документы, а наутро они лежали на лавочке на Патриарших.
— Ну… Может, из группы кто-то пошутил.
— Ладно. А как тебе то, что за Вертинской заехала машина со студии и везет ее, везет… Два часа везет, но не на Патриаршие, а куда-то за город, в какой-то колхоз выступать.
— Совпадение.
— Хорошо, Фома ты неверующий. Тогда посильнее история: в тот же день Юру Кару сбила машина. Угадай фамилию шофера…
— Неужели…
— Да. Коровьев.
О роли Воланда
Мы молчим. Затих даже телефон прямого эфира, до этого разрывавшийся в студии: зрители переваривают услышанное.
— Ну и венцом того непростого дня — вдруг прорвало трубы в помещении, и вода уничтожила весь отснятый материал. Тебе мало?
— Мне вполне хватит. Не страшно было браться за роль Воланда?
— Знаешь, я считаю, что без веры вообще нет человека. Он либо еще им не стал, либо перестал им быть, потеряв веру. Но вот Воланда я не считаю тем, кем привыкли его видеть. Таким его проще воспринимать, понятней. Фигура же эта трагична и явно послана богом в Москву, тонувшую в беззакониях.
Час эфира пролетел незаметно. Он устал, но был джентльменом и попозировал для фото со всей съемочной группой — а девочки из телекомпании явно дышали глубже, чем обычно.
Озвучить книгу не согласился
Все видели его в кино. Я видел его на сцене — впечатление, что он идет на разрыв. Так жил на сцене Высоцкий. Все всерьез. Все как в последний раз.
Как-то я попросил Валентина Гафта озвучить для записи на дисках мою книгу — самую первую, писанную буквально кровью, самую дорогую мне на сегодняшний день — о белом генерале Якове Слащове. Помните Хлудова в «Беге», что сыграл Дворжецкий? Его прототип — Слащов. Он отказался, прочитав книгу.
— Я не чтец, пойми…
— Кроме Вас, это некому прочитать.
— Я так, как надо, не смогу.
Я смирился. Потом случайно купил диски с начитанными им сказками — оказывается, чтец.
Но я помню и другое: Дворжецкий из роли генерала Хлудова в фильме Алова и Наумова так и не вышел — такое случается с актерами, глубоко вошедшими в образ, — длинная шинель белого генерала приросла к нему намертво. Гафт об этом не мог не знать. Решил больше не искушать судьбу? Ведь и в новой версии «Мастера и Маргариты» режиссера Бортко он играет уже не Воланда, а первосвященника.
Свежие комментарии