
Именно в дни поста многое открывается человеку
Приближается время великого поста. Даже те, кто далеки от церкви, понимают, что это нечто совсем необычное. То, чему и аналогов не найти. Вроде бы не праздник, но верующие ждут его с радостью. Испытание, полное ограничений и запретов, но уныния у постящихся оно не вызывает.
Это же Христос говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы».Именно в такие дни многое открывается человеку. А некоторые богослужения и молитвы в храмах только в этот период и совершаются. Потому так ценны они, и так их ждут.
Случались даже исключительные ситуации, когда к великопостным песнопениям священнослужители обращались и в другие дни, хотя это не положено по уставу. Но такова уж сила и неповторимый эффект этих молитв, что ничем их больше не заменишь.
Так было и в последние дни земной жизни священника Александра Гневушева, который канонизирован как святой новомученик. Он служил в сельском храме под Ульяновском. И зимой 1930 года, когда было ему 40 лет, понял, что вокруг него сжимается смертельное кольцо. Местные власти стали добиваться снятия колоколов и закрытия храма, а его самого обвиняли в антисоветской агитации, в неуплате налогов, взялись уже описывать имущество.
И вот на очередном богослужении отец Александр сказал с амвона прихожанам, что, возможно, это последняя его служба. Люди заплакали. Прослезился и сам священник. А хор вдруг запел «Душа моя, душа моя, восстани, что спишь? Конец приближается…». Это – великопостное песнопение, а до великого поста было еще далеко. Но как будто сами собой зазвучали эти слова из уст певчих и священника, который чувствовал, что может не дожить до великопостных дней.
Удивительно, но трогательность и внеуставной характер песнопения был отмечен даже в следственных материалах. Вот что сообщал следователь: «После торжественной проповеди антисоветского содержания Гневушев со слезами на глазах ушел в алтарь, и в это время на клиросе в нарушение устава запели трогательный великопостный стих: Душа, что спишь, конец приближается… Находящиеся в церкви, человек до двухсот верующих, все плакали…»
Вскоре после этого отца Александра арестовали и расстреляли. А удивительное песнопение продолжает трогать души молящихся каждый великий пост.
Свежие комментарии