
Шлюз должен был стать парадными водными воротами в центр города
В 1935 году правительство утвердило Генеральный план реконструкции Москвы, который предусматривал создание малого внутригородского водного кольца, частью которого стала бы река Яуза. Для обводнения города предполагалось использовать воду из канала Москва — Волга.
Напоить Яузу волжской водой должен был Северный канал, прокопанный от Химкинского водохранилища. Новую полноводную Яузу планировалось сделать судоходной и запустить регулярное движение речных теплоходов, а для пропуска судов предусматривалось возведение четырех шлюзов — в Свиблове, Сокольниках, Преображенском и Сыромятниках.Начавшаяся война помешала прокопать Северный канал, но шлюз № 4 на Яузе успели построить к 1940 году.
Был снесен старый Золоторожский мост, и на его месте возвели Сыромятнический гидроузел. Он состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между ними создан вытянутый искусственный остров, на котором находятся служебные строения — машинный зал и трансформаторная подстанция — и высажен яблоневый сад. Здания, построенные в стиле сталинского ампира, с лепными украшениями и скульптурами, в окружении фруктовых деревьев смотрятся весьма живописно.
Шлюз должен был стать парадными водными воротами в центр города, и архитекторы учли восприятие архитектуры шлюза с палуб проплывающих теплоходов.
Однако после окончания Великой Отечественной войны градостроительные планы были пересмотрены, и Яуза не стала полноводной.
В наши дни возле плотины швартуются мусоросборные суда ГУП «Мосводосток», которые ежедневно очищают акваторию Яузы от природного и бытового мусора.
Свежие комментарии