Голосом артиста говорили по-русски Луи де Фюнес и Бельмондо
В следующем году исполнится 90 лет со дня рождения исполнителя более сотни кино- и театральных ролей, мастера дубляжа Александра Белявского (1932-2012). Он похоронен на Кузьминском кладбище.
Актёр сыграл Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя» и друга Жени Лукашина в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!
», Сергея Крылова в «Иду на грозу» и Володю в «Июльском дожде», губернатора в «О бедном гусаре…» и Брежнева в «Серых волках». С него начался легендарный телепроект «Кабачок «13 стульев». Его голосом говорили по-русски Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо.Пан Ведущий
В 1964-1965 годах Белявский снимался в Польше — играл капитана Ивана Павлова в многосерийном фильме «Четыре танкиста и собака». Увидел по польскому телевидению юмористическую передачу — что-то вроде театра миниатюр — и предложил делать похожую у нас. Идею поддержали творческое объединение «Экран» и артисты Театра сатиры, где Белявский тогда служил. А сам он стал первым ведущим — вёл «Кабачок» с премьеры в январе 1966 года до марта следующего года, потом ушёл: был очень занят на съёмках.
На роль попал случайно
Роль Фокса принесла ему всенародную славу. Хотя попал Александр Борисович в «Место встречи изменить нельзя» случайно. Сначала планировалось, что персонажа, который «бабам нравится», «по замашкам вроде как фраер, но не фраер», сыграет Борис Химичев. Но режиссёра Станислава Говорухина что-то не устраивало, и Владимир Высоцкий предложил попробовать Белявского.
— Они не были знакомы лично, Владимир Семёнович видел его в каком-то фильме. Александр не сразу согласился, сначала говорил: «Зачем мне ещё одна проходная роль в одном проходном кино?» Но услышав, кто занят в картине, дал согласие, — рассказывает друг актёра заведующий лабораторией стереокинематографа НИКФИ Сергей Рожков.
«Играй не бандита, а человека…»
Первой снималась сцена допроса, когда Шарапов предъявляет Фоксу обвинения, а тот всё отрицает. Говорухин в тот день на съёмочную площадку не приехал, режиссёром был Высоцкий. «Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: «Ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает», — вспоминал Белявский позже.
Съёмки шли летом в Одессе. Чтобы изменить лицо и почувствовать себя другим, Белявский попросил у гримёрши кусочек ваты, окунул его в вишнёвое варенье и положил за щёку. Надавил на вату языком — как будто кровь по подбородку течёт. Вытер, рука испачкалась, не о френч ведь вытирать; провёл пальцами по столу Шарапова…
Роль Фокса Белявский считал и своим звёздным часом, и тормозом на пути творческого роста. После неё режиссеры стали приглашать в основном на роли негодяев, бандитов, нечистоплотных чиновников, а такие персонажи главными героями советских фильмов становились редко.
Последняя роль
Свою последнюю роль Александр Белявский сыграл в ремейке «Иронии судьбы…», который вышел в 2007 году.
— Это тот самый Саша, друг Жени Лукашина, который в фильме Эльдара Рязанова возмущался: «Но это вообще неслыханно, ребята! Доктор отказывается пить за здоровье!» Но прошло 40 лет, теперь он дядя Саша, — рассказывает Сергей Рожков. — В 2004 году у Белявского случился инсульт. Александр Борисович много занимался, читал, писал, однако речь восстанавливалась плохо. Но это всем известная, разобранная на цитаты сцена в бане. Герои расслабились, выпивают. Белявский, завёрнутый в простыню, в ответ на вопрос героя Мягкова — тоже не помолодевшего, — где его сын Костя, произносит всего два слова: «Ушёл» и «В Ленинграде». Всё получилось очень кинематографично и естественно.
Актёра похоронили рядом с родными
Первый памятник с фамилией Белявский появился на 62-м участке Кузьминского кладбища в середине 1970-х. В возрасте двух лет трагически погиб его сын Боря. Он утонул по недосмотру няни. Через 20 лет здесь же похоронили второго сына актёра — приёмного — Андрея. Его не стало в 1994 году, в 20 лет. Рядом похоронены родители Александра Белявского и его бабушка с дедушкой.
Свежие комментарии