
Автомобильный завод им. Ленинского комсомола был первым в стране заводом отечественных малолитражных автомобилей. В недавнем прошлом АЗЛК относился к числу крупнейших предприятий Москвы. Десятки лет при заводе создавалась инфраструктура, в которую входили спортивные, медицинские, культурные центры, детские сады, пионерлагеря, жилые районы.
О славном прошлом завода вспоминают члены Совета ветеранов АЗЛК.На «Москвиче» можно было пахать
Анатолий Марков проработал на заводе 45 лет. Четверть века в должности инженера-конструктора возглавлял КБ сборочной оснастки.
— Каждая новая модель проходила через мои руки, — вспоминает он. — «Москвичи» были хорошими автомобилями. Дороги в то время были не ахти какие. Но наши машины проходили везде! Настолько прочные, хоть паши на них, — я слышал о таком случае.
401-ю и 402-ю модели «Москвича» продавали за границу. Бывшая заводчанка Альбина Степанюк, муж которой состоял при заводском автоклубе гонщиком, добавляет, что наши малолитражки постоянно побеждали на международных ралли.
Личный автомобиль был в те годы практически у каждого работника завода. Как объяснил ветеран завода Сергей Колосов, чтобы покупка машины не слишком сильно била по карману сотрудников, на АЗЛК работала система автокредитования. На очереди за своим первым «Москвичом» Сергей Колосов стоял восемь месяцев.
Развивали культуру и спорт
На АЗЛК был хорошо организован досуг для работников.
— На заводе проходили конкурсы эстрадной, патриотической, лирической песни. В составе жюри неизменно были Пахмутова и Добронравов. Почти ко всем праздникам у нас были совместные концерты с Кобзоном, Зыкиной, Стрельченко, Высоцким, Хилем.
Во Дворце спорта и на стадионе плавали, играли в футбол, волейбол, хоккей, большой теннис.
— В выходные нас вывозили за грибами и ягодами, на речные прогулки и пикники, — рассказывает Антонина Титова.
— Мы и сейчас по старой памяти ходим в воскресные походы с заводчанами по Подмосковью, — добавляет Анатолий Марков.
Не пережил перестройки
План выпуска новых автомобилей был рассчитан до 2015 года. Однако завод не смог пережить падения курса рубля в середине девяностых.
— Многие детали были импортными и покупались за валюту. Когда рубль просел, эти комплектующие стали неподъёмны для завода. Производство начали сокращать, — пояснил
Сергей Колосов.
Отечественных машин под натиском хлынувших из-за рубежа иномарок продавалось всё меньше. Затем завод взял большой кредит, который не смог отдать. В 2006 году АЗЛК был объявлен банкротом. Все объекты, построенные заводом, были приватизированы и проданы, со временем демонтировали и цеха. Теперь огромные площади занимают новые предприятия. Ничто не напоминает о заводе отечественных малолитражек, а автомобиль «Москвич» стал раритетом.
Свежие комментарии