
Главная медицинская сестра ДЦ № 3 рассказала, как повысить статус профессии
— Вы избраны президентом Московской региональной общественной организации медицинских сестер — РООМС. Что она собой представляет?
— Этому профессиональному сообществу 25 лет, в него входят профессионалы сестринского дела: медицинские сестры, акушерки, фельдшеры, фельдшеры-лаборанты, рентген-лаборанты.
Мы стремимся изменить отношение к сестринскому делу в лучшую сторону.— ДЦ № 3 известен как центр инноваций. Как Вам удается поднять сестринское дело на новый уровень?
— Мы делаем ставку на специалистов-многофункционалов, которые могут выполнять работу и в прививочной, и в кабинете доврачебного контроля, и в процедурном кабинете, и в кабинете ЭКГ. Это особенно важно для патронажных сестер, которые обслуживают население на дому.
— Есть расхожее понятие «кабинет врача». А сестринский кабинет существует?
— Уже существует, в соответствии с Московским стандартом поликлиники. У нас в центре есть манипуляционные кабинеты, где работают только сестры. Но, кроме всего прочего, сегодня стоит и глобальная задача: изменение статуса медицинской сестры в нашей стране.
— Звучит амбициозно.
— Нынешнее законодательство юридически не закрепляет сестринское дело как особый вид деятельности. Наши профессиональные стандарты до сих пор не утверждены. А ведь в идеале медицинская сестра — ключевое звено здравоохранения.
— Каков ее статус в нашей системе медицинского образования?
— В России факультет высшего сестринского образования появился в 1991 году. Существуют бакалавриат, из которого выходит клиническая медицинская сестра с расширенными функциями, и магистратура, которая позволяет в дальнейшем занимать управляющие должности главной медицинской сестры, директора дома сестринского ухода или директора хосписа.
Но необходим общий пересмотр и расширение полномочий медицинской сестры.— Что Вы имеете в виду?
— Во многих странах врач принимает уже обследованного пациента: первичным обследованием занимается медицинская сестра, она назначает перечень анализов, исследований. Сестра, фельдшер — это не просто «руки врача»: они вправе принимать самостоятельные решения, общаясь с пациентом, вести доврачебный прием. Этот статус надо закрепить в России. Надеюсь, шаги в эту сторону будут сделаны в 2020 году, который объявлен Всемирной организацией здравоохранения годом медицинской сестры.
— Общество к этому готово?
— Не знаю. Мы видим много сюжетов и роликов о врачах, но не о медсестрах. Это закрытая сторона профессии, а ведь от нее для многих больных зависит возможность жить полноценной жизнью. Особенно это касается маломобильного населения, пациентов патронажного, паллиативного направлений, хронических больных. Если сестра всегда будет в контакте с ними, будет давать свой мобильный телефон, к ней можно будет обращаться не только за медпомощью, но и просто за советом — тогда будет расти внутренняя самооценка пациента, он будет понимать, что нужен обществу, что о нем помнят.
— Это гуманизация профессии, она противостоит технократическому подходу?
— Безусловно. Надо лечить не только болезнь, но и самого человека, и нельзя это делать с холодным сердцем. Ведь порой пациенты 20 лет с одной болезнью, и они приходят в поликлинику, чтобы пообщаться, и это тоже часть работы медицинских сестер. Никто не идет в медицинские сестры за деньгами, это происходит по зову сердца. И как мы будем себя позиционировать и оценивать, так к нам и будет относиться общество в лице наших пациентов.
Свежие комментарии