
Народный артист СССР рассказал о балете 1970-х и о своем театре
Более 35 лет народный артист СССР Вячеслав Гордеев возглавляет Московский областной государственный театр «Русский балет» на Волгоградском проспекте. В прошлом году артист отметил 70-летие, балету он посвятил полвека и продолжает ставить спектакли.
Знаменитый танцор рассказал о ярких эпизодах своей биографии и о работе со звездами балета.Пуанты вместо погонов
В детстве я занимался всеми видами спорта, которые существовали, включая карате. В балетный кружок я пришел после просмотра по телевизору балета «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой, а до этого я вообще не знал, что такое балет. Как правило, в балет приходят дети до 10 лет, а мне было уже 12. Мне так нравилось заниматься, что я даже во время летних каникул через день ездил на занятия с нашей дачи в Истре на электричке. Однажды к нам на просмотр пришел артист Большого театра Михаил Каверенский и сказал моей маме: «У Вашего мальчика есть все данные, он может профессионально заниматься балетом». А я тогда собирался поступить в Суворовское училище. Но когда шел туда подавать документы, увидел объявление, что идет набор детей в хореографическое училище. Моя мама вспомнила слова Каверинского и восприняла это как подсказку свыше, и я с документами, которые собрал на комиссию в Суворовское, пришел на экзамен в балетное. Из 600 претендентов взяли только двоих.
В 20 лет танцевал с Майей Плисецкой

После балета «Спартак». Слева направо: Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова, великая балерина, педагог Марина Семёнова (с букетом), Светлана Адырхаева и Марис Лиепа / Фото из архива театра «Русский балет»
Мне всегда хотелось быть лучше всех, а для этого надо очень много работать. Все дети уходили с уроков в шесть вечера, а я в девять.
После занятий по два часа в душе делал массаж каждой ноги. Приезжал домой в десять вечера, а в семь утра возвращался в училище. Был период, когда я еще в бассейн к шести утра ходил – ехал на учебу после бассейна, голову не успевал высушить, а у меня вместо волос сосульки под шапкой. Тем не менее, никогда не болел.Мне было 20 лет, когда меня приняли в труппу Большого театра, где тогда танцевали только великие артисты. Именно Майя Плисецкая первой обратила на меня внимание и сказала, что этому юноше можно доверять главные партии. Уже в первый год моей работы в Большом театре она взяла меня на свои гастроли в Австралию – все артисты мечтали туда попасть. Мне довелось станцевать с ней «Раймонду», я заменял ее партнера. Сложную партию выучил за один день.
Первенцы частных театров
Я возглавил свой коллектив, который тогда назывался просто «Классический балет», в 1981 году. Я уже был народным артистом, много гастролировал. А это были 16 человек, которых не взяли в государственные театры, и они занимались при Московской областной филармонии. Их педагог Ирина Тимофеева тяжело заболела и попросила меня взять этих ребят под свое крыло. Мы – первенцы частных театров. Сначала я наши выступления организовывал на свои деньги, снимал Зал имени П.И. Чайковского. Но мы все как-то сразу стали одной семьей. Свои первые номера я ставил в поезде, в автобусе, на остановках, мы их разучивали, а вечером танцевали, и всегда получалось здорово.
Главная должность в балете
Когда в 1994 году я был на гастролях в Германии с театром «Русский балет», я узнал, что Юрий Григорович уходит с поста художественного руководителя балетной труппы Большого театра и замену пока не нашли. Я сразу же прилетел в Москву из Франкфурта и предложил себя на эту должность. Владимир Коконин, бывший тогда директором Большого театра, согласился, но предупредил, что придется оставить свой коллектив. Я сказал, что все понимаю, и назначил руководителем «Русского балета» Юрия Бурлака. Я был во главе балетной труппы Большого театра три года, сумел сохранить весь репертуар Юрия Григоровича – не дал заменить его спектакли постановками западных хореографов, и первым стал проводить на сцене Большого вечера современной хореографии.
Без туфли и в спортивных костюмах
Одним из первых сильных впечатлений было выступление в Португалии, в амфитеатре на 6 000 человек, где в прошлом давали корриду. Когда я вышел на сцену, я обомлел от количества публики – огромный амфитеатр набился под завязку. После спектакля «Дон Кихот» я выходил на бис 11 раз. А в Америке у меня упал туфель с правой ноги, но я босой дотанцевал, а потом тоже много раз меня вызывали на бис.
Нас очень любят в Германии. Мы туда ездим 32 года подряд, ни один коллектив этот рекорд не повторил. Театр «Русский балет» собирает аншлаги не только в Европе, но и в Арабских Эмиратах, где мы танцевали в спортивных костюмах, потому что там запрещено выступать в обтягивающем или с голыми ногами.
Друг Рудольф Нуреев
Во время моих первых гастролей в Нью-Йорке в 1973 году я познакомился с самым известным танцовщиком балета во всем мире Рудольфом Нуреевым. Моя знакомая привела меня к нему на репетицию, на нем были шерстянки – восемь слоев, и он их снимал по мере разогрева. Следующая наша встреча была в 1977 году в Вене. Мы с Надеждой Павловой танцевали «Щелкунчика» на сцене Венской оперы. А за день до нас там же «Лебединое озеро» танцевал Рудольф Нуреев. Он пригласил нас на свой спектакль, но после мы сразу поехали в гостиницу отдыхать. И вдруг мне звонит наша переводчица и говорит, что Рудольф Нуреев ждет нас на банкете в ресторане рядом с Венской оперой. Все важные гости уже собрались, но Нуреев никому не позволяет начать есть, пока не приедут Гордеев с Павловой. Мы быстро приехали, все прошло очень хорошо, но было много светских репортеров, и потом я увидел наши фотографии в светской хронике. С тех пор каждый раз во время наших гастролей, нас встречали друзья и поклонники Рудольфа Нуреева, ходили на все спектакли, дарили подарки. А когда он начал заниматься дирижированием, приволок мне целый ящик виниловых дисков – с записями Моцарта и Бетховена. Эти пластинки у меня сохранились.
Русский балет объединяет страны
В театре «Русский балет» танцуют артисты из разных стран Европы, Австралии, Америки, Панамы, Мексики, Японии. Некоторые учились в России, а другие специально приезжали ко мне на кастинг после того, как увидели наши выступления на гастролях. Японская танцовщица Массами Чинно, выпускница Московского хореографического училища, пришла ко мне с мамой. И ее мама – известная в Японии балерина и педагог Томико Таничучи, попросила: «Хочу, чтобы она была Вашей дочкой, она здесь одна». Ей негде было жить и какое-то время Массами жила у меня на даче, потом вышла замуж. Ее сын – Марк Чино – солист Большого театра.
История любви с 3D-эффектом
В марте я представлю свой новый спектакль «Бахчисарайский фонтан» по поэме А.С. Пушкина на музыку Бориса Асафьева. Декорации будут в технологии 3D, причем будет задействован весь зрительный зал. Я хотел рассказать эту историю современными средствами так, чтобы эта трагедия любви была понятна молодым зрителям.
Кроме того, в настоящее время я осуществляю свою давнюю мечту – на свои средства строю детскую школу искусств для жителей Подмосковья. Скоро она примет первых учеников.
Свежие комментарии