На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    пальмовое масло - это продукт родом из совдепии... его и сегодня только экс-совки жрут, вспоминая "прекрасную" совдеп...Собянин: Число оп...
  • Ингерман Ланская
    КАК? 18 тысяч квартиры? не хрущёвские-брежневские халупы? а комфортабельные? .....Алё! совки и камуноиды!!! что ж бол...Собянин: 18 тыс. ...
  • Олег Поветьев
    Пальмовое масло!Собянин: Число оп...

Наша история: фильм Хуциева «Застава Ильича» снимали в Лефортове

Кадр из фильма. Вид на ДК завода "Компрессор"

Герои художественной картины жили в «Новых домах» в районе Авиамоторной

Экскурсовод Регина Поливан / Из личного архива

Экскурсовод Регина Поливан / Из личного архива

В этом году исполняется 60 лет с начала съёмок фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»). Первые кадры были сняты в мае 1961 года на праздничной демонстрации. В том, какие места Лефортова и прилегающих районов запечатлены в фильме, «ЮВК» помогла разобраться экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» Регина Поливан.

Дангауэровский путепровод

«Я сюда, на 11-ю ТЭЦ пойду», — говорит главный герой фильма, только что вернувшийся из армии Сергей Журавлёв, его сыграл выпускник школы-студии МХАТ Валентин Попов. И действительно, в следующих кадрах Сергей вместе с потоком рабочих переходит Дангауэровский путепровод и направляется к трубам ТЭЦ на шоссе Энтузиастов. В кадре — 45-й троллейбус, «Волги» ГАЗ-21, конструктивистская коробка ДК «Компрессор», аркада и лоджия Дангауэровских бань.

— В начале 1950-х годов путепровод реконструировали: расширили и укрепили опоры, — говорит Регина. — А название оставили прежним — по имени Генриха Карла Дангауэра, немецкого промышленника, который в 1870-х годах основал котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера. В 1918 году завод был национализирован и переименован сначала в «Котлоаппарат», а потом, в начале 30-х, — в «Компрессор».

«Серп и Молот» подсказал название

Привязка к Лефортову появилась, когда режиссёр решил подробнее изучить жизнь рабочего класса. По сценарию в панорамном эпизоде были предусмотрены кадры со сталелитейного производства.

Как вспоминал Марлен Хуциев, в начале 60-х он жил на Покровке, в Подсосенском переулке. Ближайшим к дому сталелитейным заводом был «Серп и Молот» — 10 минут по прямой.

В итоге съёмок там всё же не было, но зато родилось название фильма. Нёеподалёку от завода была площадь Ильича. Многие рабочие называли её по-старому: Застава Ильича.

«Новые дома»

Главных героев сыграли Губенко, Попов и Любшин / кадр из фильма

Главных героев сыграли Губенко, Попов и Любшин / кадр из фильма

По диалогам и локациям ясно, что герои живут в Дангауэровке, в «Новых домах» — так до сих пор называют застройку конца 20-х — начала 30-х годов в районе Авиамоторной улицы, от этого и название платформы — Новая.

— В дореволюционное время, при Дангауэре, здесь стояли избы, — говорит Регина Поливан. — А с 1928 года началось сооружение соцгородка — рабочего посёлка в стиле конструктивизма, то есть строго, сдержанно, очень функционально и без всяких излишеств.

Однако съёмки конструктивистского дома шли не здесь. Роль дангауэровской пятиэтажки, построенной в 1928 году по проекту архитектора Вегнера, сыграл похожий дом, сооружённый архитектором Волошиновым четырьмя годами позже в центре Москвы, в Спиридоньевском пер., 2/22.

МЭИ

— По-моему, тебе прямой смысл махнуть в Энергетический, — говорит главный герой сестре. — Будешь мне на экзаменах подсказывать…

МЭИ появляется в фильме два раза: Большая физическая аудитория и фойе. Поэтический вечер в первом варианте фильма снимали в Доме культуры Энергетического. Хуциев вспоминал, что, прежде чем включится камера, члены съёмочной группы прятали физические приборы за колонны и занавеси. В массовке участвовали студенты МЭИ. Как рассказывал один из них, Александр Давыдов, за это он получил гонорар — 3 рубля.

Ссылка на первоисточник
наверх