Николай Дупак был директором Театра на Таганке более 30 лет. Он один из создателей Центра-музея Высоцкого, актёр, сыгравший в 150 спектаклях и снявшийся в 70 фильмах. Он выходил на сцену вместе с Книппер-Чеховой и Качаловым, снимался у Довженко. Придумал название «Театр на Таганке» и его эмблему — красный квадрат. Пригласил в театр Юрия Любимова. Зачислил в штат Владимира Высоцкого.
В начале октября Николаю Лукьяновичу Дупаку исполнилось 100 лет. Он не раз приезжал в Кузьминки, в Московский Губернский театр (МГТ), смотрел спектакли, приходил за кулисы. Спектаклю МГТ «Высоцкий. Рождение легенды», например, дал такую оценку: «Потрясающе, вы покорили моё сердце!»
О том, как создавался и жил Театр на Таганке, и об огромной роли, которую сыграл в этом Николай Дупак, вспоминали во время чествования юбиляра в Центральном доме кинематографистов.
Высоцкий на договоре
— Ко мне много раз подходила Тая Додина, замечательная актриса, и просила: «Ну возьмите, пожалуйста, Володю Высоцкого, он работал в Театре Пушкина, Театре миниатюр, но его уволили», — вспоминает Николай Дупак. — Я говорю: «Юрий Петрович, ну давайте просмотрим этого актёра». Он: «Ну зачем, Николай Лукьяныч, зачем?» Я: «Юрий Петрович, что мы теряем? Я беру всё на себя».
В конце концов Любимов согласился. Высоцкий пришёл. Показался, спел несколько песен, но держался очень зажато. Любимов сказал ему: «Спасибо, достаточно». А Дупак: «Мы вас берём на договор на три месяца, а там всё будет ясно-понятно».
«Кто Гамлета играть будет?»
Первой ролью Высоцкого на Таганке стал племянник в «Добром человеке из Сезуана», второй — штабс-капитан в «Герое нашего времени». А потом…
— Начальник Управления культуры Москвы пригласил нас с Любимовым по поводу репертуара,— рассказывает Николай Дупак. — Юрий Петрович задумал поставить хроники Шекспира, спектакль про власть: что она делает с человеком. Его стали уговаривать: «Ну зачем вам хроники, давайте любую другую пьесу». Я говорю: «Давайте «Гамлета». — «Да, пожалуйста». Выходим. Любимов — мне: «Ну что вы с этим «Гамлетом», кто у нас Гамлета играть будет?» — «Как кто? Высоцкий».
Репетировали «Гамлета» и Даль, и Золотухин. Но спектакль вышел с Высоцким.
Из худших — в лучшие
Кстати, и сам Любимов пришёл в Театр драмы и комедии (тогда слов «на Таганке» в названии ещё не было) тоже с подачи Дупака.
В начале 1960-х даже в культуре было распространено гагановское движение: идти работать туда, где хуже всего, и помогать, вытягивать. Проработав 20 лет в Театре им. Станиславского — актёром, режиссёром, заместителем директора, секретарём комсомольской, а потом партийной организации, — Николай Лукьянович пришёл в театр напротив станции метро «Таганская».
Николай Дупак жил на одной лестничной клетке с Юрием Зодиевым, директором Театра киноактёра. Однажды тот позвал коллегу посмотреть спектакль студентов Щукинского училища «Добрый человек из Сезуана», поставил пьесу их преподаватель, режиссёр Вахтанговского театра Юрий Любимов.
— Спектакль меня потряс, я сказал об этом Зодиеву и попросил познакомить меня с режиссёром, — вспоминает Николай Дупак. — Через некоторое время он мне перезванивает и говорит: «Знаешь, Юрий Петрович с женой, Людмилой Васильевной Целиковской, у меня в гостях, заходи». Я пришёл, прежде всего выразил своё восхищение. А потом говорю: «Приходите с этим спектаклем и со всем курсом к нам в театр». Он сначала отказался: его звали в Дубну, обещали квартиру. Но я сказал: «Дубна — это 100 с лишним километров от Москвы, а от нашего театра Кремль виден».
Свежие комментарии